Дима Качмар (Птицами): Вечер правдивых историй

Дима Качмар (Птицами): Вечер правдивых историй
  • 02.04.18
  • 0
  • 14742
  • фон:

В субботу, 1 апреля, популярный поэт вместе с музыкальным проектом Kai Engel выступил на сцене караоке-бара "Фа Соль" в Брянске.

Птицами - псевдоним молодого поэта Дмитрия Качмара из Днепропетровска. Однако его творческая география гораздо шире - Дима успешно гастролирует в разных городах, а в Брянске у него давно сложилась (и с каждым годом растёт!) семья преданных слушателей. На концерте в караоке-баре "Фа Соль" 1 апреля поэт рассказал о том, почему пришло время отойти от псевдонима и за три часа эмоционально прожил свои старые и новые стихи. Выступление прошло в рамках проекта «Черновики», благодаря которому брянские зрители познакомились уже не с одним талантливым представителем современной поэзии.

Большинство людей, которые хотя бы раз побывали на вечере Димы Птицами (я - в их счастливом числе), сходятся в том, что на следующий концерт идёшь к нему, если не как к другу, то как к близкому человеку точно. Лирика днепропетровского поэта - это глубоко личное, прочувствованное письмо, выраженное языком конкретных и запоминающихся образов. И письмо это, адресованное себе самому или одному-важному-человеку, всегда читается как собственное признание.

…За 15 минут до начала концерта в зале почти не осталось свободных мест. Послушать известного поэта приехали даже жители других городов, немало было и тех, кто пришёл впервые. За музыкальную часть отвечал молодой композитор из Москвы Kai Engel (Антон Федченков), с которым Дима работает давно, а вот сценическое выступление стало для него четвёртым по счёту.

Сочетание оказалось удачным: мелодичная неоклассика с элементами обволакивающего эмбиента и рвущийся из глубины голос Птицами, который в процессе чтения меняется от «колыбельного» до надрывного. Свои стихи Дима почти всегда читает в сопровождении музыки, и именно аудиоработы стали его визитной карточкой в сети. Сейчас свои ранние произведения поэт почти не исполняет на концертах и даже немного извиняется за то, что его образ связывают с растиражированными «пробами пера». 

Рассказал Дима и о непростых отношениях с собственным псевдонимом, происхождение которого почти никогда не раскрывал широкой аудитории:

«Мой псевдоним очень долгое время был Птицами.  Моя фамилия - Качмар.  Из-за неё меня дразнили в школе и во дворе, и это было достаточно просто: «Качмар – кошмар, комар». Во дворе я был Комаром, в школе – Кошмаром. Выходил к доске, плохо что-то делал - говорили: «Какой кошмар, садись, Дима…». И я не понимал, почему можно быть просто Ивановым, а я вот – Качмар. Чуть-чуть попозже, в старших классах, у меня появилась кличка Ракета, потому что я очень быстро бегал. На футболе ребята просто закидывал мяч, а  я бежал и забивал… И это прозвище мне нравилось гораздо больше. В какой-то момент я понял, что вырос из псевдонима и больше не хочу называться Птицами. И посчитал правильным оставить свою фамилию.»

Почти три часа без перерыва (только на «можно стакан воды?») Дима читал свою старую, новую и совсем свежую лирику. «Плачь, мой мальчик», «Пломбир», «Чёрные ягоды», «Жить в моей голове», «Щепки», «Янтарь», «Раздать себя всем», «Друг» - всего и не вспомнишь… По традиции исполнил пару классических вещей – из Евтушенко, Симонова. Когда сбивался – упорно читал заново. Но на деле сбоев не чувствовалось – это как укорять друга за то, что он забыл пару слов, рассказывая о себе. 


Больше не будет опусов
В стиле “Себя всем раздать”.
Он меняет поезда на автобусы,
И автобусы - на поезда.
Октябрьская почва в янтарь обута.
Пока солнце поднимается 
Где-нибудь за Бейрутом,
Водитель ругается с карбюратором,
Называя его то братом,
То Брутом.

Когда их крошечные точки пересекутся
В этой, ах, если бы куцей, оси,
Он знает, что самое главное
Можно будет не произносить.
А пока город прячет в карманах
Смех и механический свист,
Пока город светом бурлит и дымится,
Она распадается на пиксели,
А он по экрану взглядом карабкается,
Как альпинист.

Это рассказ о двоих.
Это маленький добрый праздник.
И пока кто-то будет 
Жадно жмякать кнопки на телефонах,
Или с абсурдной насмешкой глазеть,
Он вспомнит, 
Он неожиданно вспомнит,
Насколько все же бывает прекрасной
Солнечная улыбка 
Этой застенчивой мадмуазель.

В своих волнением объятых сердцах,
Держу пари, они будут не спеша, 
По кирпичику, что-то 
Дико волшебное строить.
Пусть это будет история
С хорошим концом,
Или хорошая история без конца.

Лично я – 
За второе.
 

Между стихоисториями были истории из жизни: о детстве с «процедурой» посадки картошки на даче, о первом неловком танце на школьном выпускном, о последующей встрече одноклассников, «про которую в подробностях стыдно рассказывать»…

«Ребёнком я мечтал работать водителем маршрутки. Тебе платят бабки, ты куда-то везёшь людей, счастливый, и при этом можешь ещё и включать свою музыку. Я представлял, как я качу на своей маршрутке, у меня рубит рэпчина и между делом - «передайте за проезд»…»

Вот так, за правдивыми историями и пропущенными через сердце стихами, вечер незаметно подошёл к концу. В качестве альтернативы избитой фразе «на одном дыхании» - даже чашку кофе не успела заказать. Заслушалась, честное слово.

А Дима Качмар честно пообещал приезжать ещё. Правда, уже не так часто – большие туры сейчас для поэта тяжеловаты. Но раз сказал напоследок «До встречи!», значит, она обязательно состоится.

Текст и фото - Ольга Умарова.